Роль толпы биржевиков в формировании курсов
Наверное, вам приходилось слышать о том, что торговля на бирже требует от решившегося на такой шаг человека каких-то особых, подчас незаурядных способностей, а также склонности к концентрации воли и внимания. Такому смельчаку, очевидно, придется нести на себе всю тяжесть сопутствующих этому нелегкому делу рисков — здесь возможно как хорошо заработать, так и проиграть все вчистую. Понятно, что находясь под постоянным «прессом» такого давления рынка, не каждый сможет хладнокровно анализировать ситуацию и принимать тщательные, выверенные решения на открытие или закрытие позиций. По статистике, лишь каждый десятый трейдер способен вести себя правильно. Именно такие люди пополняют ряды профессионалов, становясь быками или медведями, в соответствии с полюбившейся им торговой стратегией. Остальным, увы, приходится оставаться сомневающимися и колеблющимися игроками.
Огромный риск, который давит на плечи таких трейдеров, является причиной их неспособности к самостоятельной оценке состояния дела на рынке и принятию торговых решений. Над ними довлеет постоянное чувство страха в силу того бессилия, которое проявляется в неспособности влиять на поведение цены. А ведь она может пойти совсем в другую сторону, нежели открытая позиция. И страх и неопределенность рождают сомнения, неуверенность. Плюс в дело вступает инстинкт самосохранения — и вот, такой торговец уже совершает на рынке неосознанные поступки, а значит примыкает к толпе ему подобных. Толпа же агрессивна и неразумна по своей природе. Толпа не может думать, для этого ей нужен лидер. И лидеры находятся, будьте уверены! В их качестве выступают различного рода гуру, корифеи рынка и «независимые» аналитики, именно они принимают решения за всю эту массу людей.
Один из родоначальников науки о психологии толпы, Гюстав Лебон, считал, что причиной сходства индивидов, входящих в группу (а здесь речь идет о горе-трейдерах) являются элементы бессознательного, составляющие душу такой группы. Отличия в членах такой группы проявляются в сознательном — особенностями воспитания и наследственности. Самое интересное, это то, что совершенно непохожие в интеллектуальном плане друг на друга люди, торгующие на бирже, могут обладать схожими страстями, чувствами и инстинктами. Когда речь идет о страхе, инстинкте самосохранения, то очень немногие индивидуумы могут возвыситься над толпой других людей. Два трейдера, получивших различное образование, например, степень доктора наук и неоконченное среднее образование, существует огромная социальная пропасть, обусловленная этим разрывом, но в то же время — их поведение на рынке полностью идентично.
Подобные качества характера человека, контролируемые бессознательным началом, существуют в равной мере у большинства нормальных людей, именно они соединяются воедино в толпе. Коллективное бессознательное растворяет в себе индивидуальные интеллекты и особенности, разнородные начала становятся однородной массой, верх берут бессознательные качества.
Тот факт, что толпа не в силах выполнить действия, требующие возвышенности ума, объясняется именно таким объединением самых заурядных качеств людей в толпе. Если собрать воедино множество именитых и заслуженных трейдеров и предложить им принять решение, касающееся общих интересов, то можно справедливо утверждать, что с тем же успехом можно было пригласить такое же количество глупцов — при объединении в толпу общими качествами становятся самые заурядные качества людей. Таким образом, толпа накапливает глупость, но не ум каждого.
Толпа, в которую входят трейдеры, проявляет новые черты, не свойственные отдельным биржевикам, составляющим ее содержание. Эти новые специальные черты обусловлены рядом причин. Во-первых, трейдер в толпе приобретает благодаря ее численности осознание непреодолимой силы. Такое осознание состоит в вере в то, что оцениваемое толпой состояние рынка является действительным, что позволяет трейдеру отдаться на волю своим инстинктам, хотя он никогда не сделал бы этого, будучи один. В толпе, однако, такое качество у него отсутствует, он не может контролировать свою позицию и придерживаться ранее разработанного торгового плана. Ответственность, часто удерживающая некоторых трейдеров от необдуманных и поспешных решений, начисто исчезает в толпе.
Во-вторых, в толпе создается заразительность, способствующая генерации в толпе особых свойств и их направлению в то или иное русло. Заразительность феноменальна, это явления легко узнать, но сложно объяснить. Можно зачислить ее в ряд гипнотических явлений. В тоге, в толпе каждое чувство и каждое действие заразительно. При этом источником такой заразительности может стать все что угодно, например, неистовая покупка или продажа какого-либо актива той или иной группой трейдеров. Результатом этого становится то, что окружающие биржевики, отслеживающие ход торгов в общем с указанной группой направлении, присоединяются к процессу покупки или продажи, не раздумывая над истинными причинами происходящего, то есть фактически присоединяются к толпе.
В дальнейшем они еще более сливаются с толпой, и их поведение диктуется только толпой, и ничем иным. Заметим, что такое поведение противно человеческой природе, человек способен на него лишь тогда, когда он составляет часть толпы. Но для того, чтобы проявилась заразительность, вовсе не требуется одновременного присутствия нескольких людей в одном и том же месте — она может действовать и на расстоянии под влиянием новостного фона, например событий из области политики, экономики и т.д., которые ориентируют направление мыслей отдельных людей в общем направлении. Умы, заранее готовые к восприятию определенного хода мыслей и идей, более легко восприимчивы к заразительности, к включению в толпу.
В одном из своих проявлений, заразительность выступает в качестве подражания. А человек недалеко ушел в этом от животных, подражание по-прежнему составляет для него насущную потребность, конечно при условии, что ее исполнение не затруднительно. Отсюда и всепоглощающее влияние моды на жизнь людей. Немного найдется персон, способных не подчинятся моде, вне зависимости от предметной области — одежды, литературных и музыкальных произведений, убеждений. Образы правят толпой, а не идеи. И лишь немногие способны внушить толпе свою волю и мысли, навязать сои действия — бессознательная масса людей будет подражать им. Имеется своя мода и в торговле на бирже. Большинство трейдеров склонно, как и в повседневности, применять в анализе и принятии решений те новые еще методы и технологии, получившие известность благодаря стараниям и рекомендациям популярных в данный момент трейдеров.
В качестве основной, третьей причины, стоит назвать восприимчивость к внушению. Заразительность, которую мы уже обсудили, является лишь следствием восприимчивости. Наука гипноза знает большое количество способов, с помощью которых можно привести отдельного человека в такое состояние, в котором у него гаснет собственное сознание и он становится полностью послушным приказаниям лица, приведшего его в такое состояние. Находящийся под внушением человек может совершать поступки, порой прямо противоречащие складу его личности, сложившимся привычкам и убеждениям. Наблюдения за отдельными людьми, оказавшимися в толпе, показывают, что через некоторое время под влиянием неких флюидов или каких-то иных воздействий, исходящих от окружающих его масс людей, эти личности подпадают под их влияние. Фактически, человек в толпе приходит в состояние, поразительно напоминающее состояние загипнотизированного, со всей сопутствующей симптоматикой — растворением сознательной личности, подчинением воли и рассудка воле толпы, или человеку, ведущему толпу.
Не трудно провести аналогию и убедиться, что положение биржевого торговца, составляющего часть вдохновленной толпы ему подобных, описывается теми же словами. Такой трейдер не только не осознает своих поступков, но и испытывает, как загипнотизированный субъект, полное угасание одних качеств, при крайнем напряжении других свойств и качеств. Под влиянием действующего внушения трейдер способен совершать те или иные действия без колебаний и стремительно. Более того, в толпе эта стремительность еще более усиливается, многократно переотражаясь от других участников движения, влияя и воздействуя на них. Присутствующие в толпе люди, обладающие мощной индивидуальностью, достаточной чтобы не поддаваться внушения, слишком малочисленны и не способны бороться с образовавшимися течениями. Максимум, на что они способны повлиять — отвлечь толпу от текущего занятия через какое-то новое внушение, например, вбросив в нее удачный образ или слово.
Утверждение, повторение и заразительность идей, распространяемых в толпе, происходит благодаря мощному фактору — обаянию. Корифеи рынка, прирожденные счастливчики, именно потому и способны подчинять и увлекать массы простых трейдеров, что обладают этим замечательным качеством.
Обаяние — не простое качество. Оно может складываться из самых разных компонентов, в том числе противоречивых, например, из восхищения и страха. Часто именно так и происходит, хотя обаяние может выступать как вполне самостоятельное качество, не опираясь на них. По сути, обаяние представляет собой род господства, верховенства какого-либо дела или идеи над умом и чувствами отдельного человека. Благодаря этому господству, способность к критическому осмыслению происходящего парализуется, а духовное начало человека наполняется удовлетворением и почтением. Данный факт трудно объяснить, но, вероятно, что данный механизм определенно схож с механизмом гипноза, то есть почтение сродни тому очарованию, которое охватывает загипнотизированную личность.
Особенность обаяния состоит в том, что оно искажает реальное видение предметов и процессов, парализует ход всяких размышлений. Масса ведомых трейдеров, следующих за тем или иным гуру, всегда требует уже готовых и сформированных суждений относительно состояния и перспектив рынка. Интересно, что успех таких мнений ничуть не зависит от справедливости или ложности этих мыслей, а напрямую зависит от уровня обаяния, присущего высказавшему их субъекту.
В формировании обаяния задействованы многие факторы, однако одним из главнейших всегда являлся успех. Всякий успешный человек, высказывающий некую завладевающую умами идею, только поэтому становится выше всякой критики. Доказательством главенствующего влияния успеха на формирование обаяния является наблюдение исчезновения обаяния при исчезновении успеха. Еще находившийся сегодня на пьедестале гуру, превозносимый толпой, на следующий же день может быть спокойно осмеян ею, как только его постигнет неудача, а его предсказания не сбудутся. Реакция толпы будет тем сильнее, чем сильнее было обаяние, чем больше располагал к себе гуру. Павший кумир теперь равен каждому из толпы, и поэтому он подвергается мщению и гонениям за то, что прежде толпа поклонялась ему, а теперь былого превосходства нет и в помине.
Скорость исчезновения обаяния под влиянием неудачи молниеносна. Конечно, обаяние может исчезнуть постепенно, под влиянием системной и продолжительной критики и нападок конкурентов, но скорость такого исчезновения весьма медленна. И все же такой способ разрушения обаяния более действенен, так как обаяние, которое может быть оспорено, уже не является таковым. Вывод из данного положения таков — чтобы вызвать и удерживать обаяние в глазах толпы, необходимо выдерживать определенную дистанцию между кумиром и народными массами.
Резюмируя, перечислим главные черты, характеризующие трейдера в толпе. Это: размывание сознательной личности, однородное направление идей и чувств, определяемых внушением, а также стремление незамедлительно обратить в действительность внушенные мысли и идеи. Трейдер, таким образом, уже не является самим собой, а представляется неким автоматом, лишенным воли.
Чрезвычайная легковерность толпы объясняется тем блужданием на границе бессознательного, простоте и буйности чувств, охватывающим каждого ее участника, диктуемых внушением, которые проистекают из подавления всякой рассудительности и критических умозаключений. Для такой толпы не существует невероятных событий. Именно этим объясняется та поразительная легкость, с которой рождаются и распространяются легенды и домыслы.
Рождение легенд о всезнающих корифеях рынка происходит легко и гармонично в массах, что обусловлено не только их легковерием, но влиянием искажений, которые образуются под действием тех преломлений сведений в воображении людей, составляющих толпу. В коллективном зрении толпы самое непримечательное событие приобретает размах и величие. Толпа мыслит нечеткими образами, и вызываемые в ее воображении картины в свою очередь рождают другие, никак не связанные с исходными посылками. Субъективное неразделимо с объективным, толпа считает реальными вымышленные образы, имеющие ничтожно малые основания быть правдоподобными.
На первый взгляд, искажения, которые претерпевает то или иное событие в коллективном зрении толпы, должны быть самого разнообразного характера, так как составляющие толпу индивиды сами по себе наделены всевозможными темпераментами. Однако этого не наблюдается в действительности. Искажения всегда однородны под влиянием заразительности, охватывающей отдельных индивидов. Первое же искажение, созданное воображением лидера-гуру или же воображением одного из трейдеров, становится ядром процесса заразительного внушения, передающегося остальным. Таким по существу всегда является механизм массовых галлюцинаций.
В любом случае рыночных галлюцинаций, первоисточником внушения является некая иллюзия, вызванная к жизни воображением какого-нибудь трейдера на основе одного или нескольких воспоминаний о ранее имевших быть место состояниях рынка. Утверждаясь, эта первичная иллюзия становится отправной точкой для заразительности. Впечатлительному человеку бывает порой достаточно самого общего сходства, мелкой подробности, слабой аналогии с другой ситуацией, чтобы сделать вывод о том, что имеет место быть повтор той же самой ситуации в прошлом. Как только такое представление оформилось, то оно мгновенно становится ядром дальнейшей идейной кристаллизации, в последующем заполняющей всю область мышления индивида, блокирующей всякую критичность в мыслях человека.
Чувства и настроения отдельно взятых трейдеров принимают в толпе им подобных особый характер, выражающийся в одностороннем и преувеличенном восприятии окружающей их действительности. По этому, а также целому ряду иных признаков, человек в толпе наиболее близок примитивным живым существам. Стираются оттенки восприятия, все видится монолитным и одноцветным, без каких-либо переходов. Такое преувеличение и усиление чувств обусловлено еще и тем, что за счет внушения и заразительности эти чувства быстро получают всеобщее одобрение, что опять же содействует мультипликативному росту его силы. Таким образом, односторонность и преувеличение — вот причины отсутствия всяких сомнений и колебаний у толпы трейдеров.
Мы уже говорили о том, что толпа биржевых торговцев во всех своих действиях руководствуется мнением корифея-гуру, который генерирует идеи. В качестве лидеров также могут выступать некоторые преуспевающие торговцы. Однако, несмотря на определенную власть над людьми, никакой гуру не способен оказать на рынок какого-либо влияния, здесь он совершенно бессилен. Бессознательно полагаясь на прогнозы таких «лидеров», горе-трейдеры всего-лишь заблуждаются, но осознание этого приходит к ним слишком поздно — когда рынок уже развернулся и движется против них, неумолимо съедая всю наличность их счетов.
Что же следует из всего вышеизложенного? А то, что цена — лишь сиюминутное соглашение о стоимости того или иного актива, достигнутое за счет временного согласия всех участников торгового процесса. Среди этих участников есть как те, кто торгует по заранее определенному плану, так и те, кто из-за своей слабости идет вслед за толпой, ориентирующейся на высказывания своего лидера. Все эти участники, независимо от исходных посылок, выражают свое мнение путем дачи приказа на совершение купли или продажи, а также воздерживаясь от совершения торговой операции.
Каждая точка на биржевом графике является промежуточным результатом невидимой схватки, идущей постоянно между быками и медведями. Когда быки в силе, покупки идут широким фронтом и рынок прет вверх. Когда перевес на стороне медведей, мы видим проседание рынка. Таким образом, цена учитывает все — и активность и пассивность трейдеров, выражение психологического настроя масс торговцев. Следовательно, анализ графиков цены представляет собой анализ торгового поведения трейдеров, а технические индикаторы позволяют сделать этот процесс более удобным, наглядным и объективным.