Жизненный цикл тренда
Каждый биржевик стремится успешно вложить подконтрольные ему финансовые ресурсы. Не важно как он отдает приказы: полагаясь ли на собственные рассуждения или под влиянием гуру — он стремится к одной цели максимизировать доход от своих позиций. И когда перед ним открывается возможность получения дохода, он стремится всеми силами ее осуществить, вкладывая все или часть подконтрольных ему финансовых ресурсов.
Даже если рассуждения биржевиков относительно грядущей динамики рынка подтвердились, и решения о заключении сделки были приняты каждым самостоятельно и взвешенно, очень немногие из них остаются хладнокровными и сохраняют эмоциональное спокойствие. При резком бычьем тренде не вложившиеся полностью быки будут очень сильно переживать при каждом повышении цены, в то же время нервы у медведей будут напряжены до предела, они будут изнемогать от боли. Каждый из биржевиков будет стараться наверстать упущенное, и их эмоциональное состояние будет подталкивать к совершению таких действий, а объем сделок будет характеризовать степень финансовой и эмоциональной вовлеченности биржевиков в игру.
В самом начале нового тренда объем резко возрастает. Например, при начале нового бычьего тренда это происходит из-за того, что медведи, уже довольно долго державшие рынок, исчерпали свои силы. Они стремятся закрыть свои прибыльные позиции и, конкурируя между собой, повышают цену ценной бумаги. Очнувшись, профессионалы среди быков, осознавая начало нового тренда, начинают покупать. На данном этапе на рынок выходят трейдеры наиболее рискованных инвестиционных компаний из числа средних и мелких. Они еще не могут констатировать полный перелом в динамике рынка, но профессиональное чутье подсказывает им, что силы у медведей иссякли. К числу таких инвесторов также принадлежат и очень малая часть опытных рядовых инвесторов, чей долгий опыт также заставил их принять решения о покупке. Так рождается новый тренд, для которого характерны одновременное повышение цены и объема.
Через некоторое время наступает коррекция бычьего тренда — медведи думают, что предыдущий подъем цен был всего лишь коррекцией их медвежьего тренда и пытаются опустить цену ниже, однако они уже не в состоянии довести рынок ниже, последнего донышка. Коррекция бычьего тренда оказалось более стремительной и составила всего лишь от одной до двух третей от первой волны бычьего тренда. Такому ходу событий способствовали и сами медведи, предчувствующие конец и закрывающие свои еще прибыльные позиции.
Далее от уж слишком затянувшейся спячки «просыпаются» наиболее оптимистичные медведи, надеявшиеся еще недавно на продолжение медвежьего тренда. Эта группа игравших на понижение оказывается количественно больше тех профессиональных медведей, которые первыми купили для закрытия своих позиции. Вторая группа медведей оказывается более агрессивной и толкает цену бумаг еще выше и быстрее, в надежде получить еще какую-то прибыль. К этому моменту уже все больше быков начинает участвовать в развитии тренда. Вероятно, как раз в этот момент начинают покупать крупные инвестиционные компании и инвестиционные банки, они не гонятся за запредельной доходностью с неоправданным риском, а вкладываются лишь после получения определенных гарантированных сигналов продолжения тренда. Благодаря их действиям объем сделок сохраняет высокие показатели при одновременном увеличении цены.
Уже через некоторое время, в рядах медведей остаются только свиньи и овцы, и их последняя попытка развернуть тренд оказывается очень слабой по сравнению с предыдущей коррекцией. Во время таких коррекций, когда покупателей среди быков оказывается не значительное количество из-за того что большее их число уже закупилось, на рынок с невысокими ежедневными объемами торгов выходит крупный игрок в лице крупного банка или компании и, воспользовавшись некоторым затишьем на рынке, пытается раскачать его, в данном случае на понижение. Благодаря большому свободному капиталу такой банк может за раз удовлетворить все выставленные заявки со стороны быков, и начать тянуть рынок вниз. В такой ситуации к банку могут присоединится и часть трусливых овец из числа быков, еще в начале дня надеявшихся на продолжение тренда, а уже к середине изнемогавших от боли при виде понижения котировок. Как правило, в таких ситуациях спады достаточно стремительны, из за суматохи складывающейся на рынке, но они не продолжительны. Именно в таких неуверенных ситуациях банк получает прибыль от короткого выхода на рынок. Котировки, мгновенно опустившись, отыгрывают свои позиции не так стремительно, позволяя банку закрыть свои короткие позиции с прибылью.
В середине второй волны к сделкам на повышение приступают овцы — игроки, следующие за слухами и гуру. Теперь уже эта многочисленная группа игроков начинает подталкивать цену вверх, конкурируя друг с другом. Очень часто за овцами скрываются рядовые инвесторы, прочитавшие в деловом еженедельнике о привлекательных позициях уже достаточно подросшей ценной бумаги. Помимо периодики решение о купле у этих инвесторов могут сложиться благодаря советам и слухам таких же биржевиков, как и они сами, как это уже было описано выше. Часть профессиональных быков, закупившихся в самом начале тренда, к этому времени уже закрывает свои позиции, продавая бумаги, другая же часть профессиональных игроков ждет, когда силы у овец иссякнут, и начнется некоторое затишье. Именно в этот момент они закрывают свои позиции, вместе с ними потихоньку закрывают свои позиции крупные инвестиционные компании и банки. Спешное закрытие могло бы вызвать панику с резким обвалом котировок. Это время характеризуется низким объемом сделок, цена же еще по инерции немного растет или колеблется, показывая замену новых капиталов свиней и овец, приходящих на рынок, на капиталы профессионалов, уходящих с рынка.
После того как, желающих покупать, из числа овец и свиней, по завышенным ценам больше не обнаруживается или остается незначительное количество, начинается резкое падение цен, вызванное конкуренцией профессиональных инвесторов, не успевших до конца закрыть свои позиции. Объем в этой суматохе начинает расти, цены падать — налицо начало тенденции к понижению. В этот момент на рынке появляются профессиональные участники из числа медведей, определивших ослабление медведей и разворот рыночного тренда. Желание побыстрее закрыться приводит к еще большему падению котировок. В результате обвала, овцы и свиньи совсем недавно закупившиеся, выходя с рынка, оказываются наполовину или полностью (в случае маржинальных счетов) потерявшими свой изначальный капитал.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что каждая цена это есть сиюминутное соглашение о ценности рынка, достигнутое всеми участниками рынка, под которыми стоит понимать и тех, кто придерживаясь определенного плана входит на рынок и тех, кто в силу своей слабости присоединяется к толпе, следующей предсказаниям гуру. Каждый из участников рынка высказывает свое мнение, отдавая приказ о купле или продаже, или, отказавшись совершать сделку в данный момент.
Каждый штрих на графике отражает результаты схватки между быками и медведями. Когда быки настроены особенно воинственно, они покупают активнее, толкая рынок вверх. Когда воинственнее медведи, они активнее продают, толкая рынок вниз. Каждая цена отражает действия или их отсутствие у всех биржевиков. Графики — глазок в психологическое нутро толпы. Анализ графиков — это анализ поведения биржевиков. Технические индикаторы помогают сделать его более объективным.